Генератор



Генератор
переменного тока со встроенным выпрямителем состоит из двух основных
частей: статора с неподвижной обмоткой, в которой индуцируется
переменный ток, и ротора (якоря), создающего подвижное магнитное поле.
Напряжение (ЭДС, Е), вырабатываемое генератором, зависит от
конструкции (С), величины магнитного потока возбуждения (Ф) и
частоты вращения ротора (W): Е = СФW.
Магнитное поле ротора создается электромагнитом, к обмоткам возбуждения
электромагнита подводится регулируемое постоянное напряжение,
что в свою очередь позволяет регулировать напряжение генератора в
зависимости от изменения частоты вращения ротора, изменяя силу
тока в обмотках возбуждения. Ток возбуждения подводится через
медно-графитовые щетки, скользящие по контактным кольцам. Максимальный
ток - 42 А при 14 В и 5000 мин-1;
максимальная частота вращения ротора - 13 000 мин-1;
передаточное отношение колен, вал - вал генератора - 2,04.
Генератор Г-222 (2104, 2105, 2107) с встроенным выпрямителем и
регулятором напряжения (РН). Генератор 37.3701 отличается от Г-222
обмотками ротора и статора, РН, выпрямителем.
Прогиб ремня при усилии 10 кгс: участок генератор-вентилятор -
10-15; вентилятор-КВ - 12-17 мм.
Снятие генератора. Снять скобу (гайки 2 шт. 817); под автомобилем
вынуть ось генератора (гайка 519) и отсоединить провода (гайка 510)
клеммы «30» под резиновым колпачком, штекер 67 (с
резинкой), штекер (без обозначения)
«коробочка». Снять генератор с кронштейна,
развернуть поперек, шкивом к правому лонжерону, и вынуть вниз
за кронштейном.
Разборка генератора. Осторожно зажав в тисках вентилятор
(большой диск), отвернуть гайку 519. Держа за шкив, легкими
ударами (латунным молотком, стержнем) по оси якоря снять шкив, вынуть
шпонку. Отвернуть 4 гайки 58 длинных болтов, снять щетки, снять
переднюю крышку с подшипником. Держась за конец вала якоря,
легкими ударами (торцом деревянной ручки молотка) по корпусу вынуть
якорь.
Подшипники генератора: «большой» у шкива -
6-180302У (15 х 42 х 13), «маленький» у выпрямителя
6-180201У (12x32 х-10). Замена (при необходимости): 60201 (12X32X10),
180201; 302 (15x42x13), 60302, 80302, 160302, 180302. Подшипник 104 (20
х 42 X 12) 180104 с переходной втулкой.
Щетки при благоприятных условиях (нет пыли, грязи) работают более 100
тыс. км. Наружная щетка («масса»)
изнашивается быстрее. Контакт с «массой»
(корпусом) осуществляется через винт крепления, рис. 3. Щетки
при износе до 8 мм, считая от места прилегания пружины (= 4 мм
выступают из щеткодержателя, рис. 3), рекомендуется заменять вместе с
щеткодержателем. Ремонт щеточного узла можно осуществить,
воспользовавшись графитовыми стержнями батареек:
«373», «Марс»,
«Сатурн» (диаметр стержней 8 мм).
«Удлинитель» (10-15 мм) обрабатывают, как
показано на рис. 3, размер 5 мм, один торец делают плоским,
другой - по радиусу (по старой щетке, контактному кольцу). У старых
щеток делают плоский стык.
Регулятор напряжения (РН) - РР380 двухступенчатый, рис. 4. Средний
контакт вибрирующий, пружиной прижат к верхнему. С увеличением частоты
вращения растет напряжение (до 13,2-14,8) и ток. Средний
контакт вибрирует (размыкается-смыкается с верхним контактом).
При дальнейшем увеличении частоты вращения напряжение возрастает до
14,2 ± 0,3 В, растет ток, средний контакт, вибрируя,
соприкасается с нижним контактом, при этом оба конца обмотки
возбуждения подсоединяются к «массе»
(корпусу), возбуждение отключается.
Реле контрольной лампы заряда РС702. Реле включено,
контрольная лампа горит - напряжение генератора недостаточно для
зарядки аккумулятора.
Контакты нормально замкнуты пластинчатой пружиной. Зажигание включено -
выключатель в положении «1», двигатель не работает
или работает на малых оборотах; путь тока: «-»
аккумулятора, масса, контрольная лампа; «87»,
«86» (РС 702); 9-й предохранитель;
«15», «30/1» (ВК 347);
«30»; « + » аккумулятора. При
холостом ходе двигателя примерно 800 мин ~1 (генератор 800 X
2,04 ?1600 мин-1)
путь тока: «-» генератора;
«85», «86» (РС 702) -
«30». Контакты разомкнуты, Загорелась контрольная
лампа заряда - не работает генератор, нет
«возбуждения»:
а) рукой пошевелить штекер «67» генератора
(« + » на корпус - окисляется корпус,
«-» на корпус - окисляются провода и
контакты);
б) проверить предохранитель 10;
в) снимаем генератор,
зачищаем контакты, полируем
кольца, заменяем (ремонтируем) щетки, если это не помогло -
генератор неисправен.
Окислению контактов способствует подтекание тосола с термостата (снизу
термостат должен быть сухим). Горит лампочка -
«садится» аккумулятор: реже мигание указателей
поворота; при торможении глохнет двигатель;
«температура» охлаждающей жидкости приближается ко
второй метке (перестает работать датчик).
