Генератор
Генератор переменного тока со встроенным выпрямителем состоит из двух основных частей: статора с неподвижной обмоткой, в которой индуцируется переменный ток, и ротора (якоря), создающего подвижное магнитное поле. Напряжение (ЭДС, Е), вырабатываемое генератором, зависит от конструк­ции (С), величины магнитного потока возбуждения (Ф) и частоты вращения ротора (W): Е = СФW.
Магнитное поле ротора создается электромагнитом, к обмоткам возбуждения электромагнита подводится регулиру­емое постоянное напряжение, что в свою очередь позволяет регулировать напряжение генератора в зависимости от изме­нения частоты вращения ротора, изменяя силу тока в обмот­ках возбуждения. Ток возбуждения подводится через медно-графитовые щетки, скользящие по контактным кольцам. Максимальный ток - 42 А при 14 В и 5000 мин-1; максималь­ная частота вращения ротора - 13 000 мин-1; передаточное отношение колен, вал - вал генератора - 2,04.
Генератор Г-222 (2104, 2105, 2107) с встроенным выпрями­телем и регулятором напряжения (РН). Генератор 37.3701 отличается от Г-222 обмотками ротора и статора, РН, выпря­мителем.
Прогиб ремня при усилии 10 кгс: участок генератор-вен­тилятор - 10-15; вентилятор-КВ - 12-17 мм.
Снятие генератора. Снять скобу (гайки 2 шт. 817); под автомобилем вынуть ось генератора (гайка 519) и отсоединить провода (гайка 510) клеммы «30» под резиновым колпачком, штекер 67 (с резинкой), штекер (без обозначения) «коробоч­ка». Снять генератор с кронштейна, развернуть поперек, шки­вом к правому лонжерону, и вынуть вниз за кронштейном.
Разборка генератора. Осторожно зажав в тисках вентиля­тор (большой диск), отвернуть гайку 519. Держа за шкив, лег­кими ударами (латунным молотком, стержнем) по оси якоря снять шкив, вынуть шпонку. Отвернуть 4 гайки 58 длинных болтов, снять щетки, снять переднюю крышку с подшипни­ком. Держась за конец вала якоря, легкими ударами (торцом деревянной ручки молотка) по корпусу вынуть якорь.
Подшипники генератора: «большой» у шкива - 6-180302У (15 х 42 х 13), «маленький» у выпрямителя 6-180201У (12x32 х-10). Замена (при необходимости): 60201 (12X32X10), 180201; 302 (15x42x13), 60302, 80302, 160302, 180302. Подшипник 104 (20 х 42 X 12) 180104 с пере­ходной втулкой.
Щетки при благоприятных условиях (нет пыли, грязи) работают более 100 тыс. км. Наружная щетка («масса») изна­шивается быстрее. Контакт с «массой» (корпусом) осущест­вляется через винт крепления, рис. 3. Щетки при износе до 8 мм, считая от места прилегания пружины (= 4 мм выступают из щеткодержателя, рис. 3), рекомендуется заменять вместе с щеткодержателем. Ремонт щеточного узла можно осуще­ствить, воспользовавшись графитовыми стержнями батареек: «373», «Марс», «Сатурн» (диаметр стержней 8 мм). «Удлини­тель» (10-15 мм) обрабатывают, как показано на рис. 3, раз­мер 5 мм, один торец делают плоским, другой - по радиусу (по старой щетке, контактному кольцу). У старых щеток делают плоский стык.
Регулятор напряжения (РН) - РР380 двухступенчатый, рис. 4. Средний контакт вибрирующий, пружиной прижат к верхнему. С увеличением частоты вращения растет напряже­ние (до 13,2-14,8) и ток. Средний контакт вибрирует (размы­кается-смыкается с верхним контактом). При дальнейшем увеличении частоты вращения напряжение возрастает до 14,2 ± 0,3 В, растет ток, средний контакт, вибрируя, соприка­сается с нижним контактом, при этом оба конца обмотки воз­буждения подсоединяются к «массе» (корпусу), возбуждение отключается.
Реле контрольной лампы заряда РС702. Реле вклю­чено, контрольная лампа горит - напряжение генератора недостаточно для зарядки аккумулятора.
Контакты нормально замкнуты пластинчатой пружиной. Зажигание включено - выключатель в положении «1», двигатель не работает или работает на малых оборотах; путь тока: «-» аккумулятора, масса, контрольная лампа; «87», «86» (РС 702); 9-й предохрани­тель; «15», «30/1» (ВК 347); «30»; « + » аккумулятора. При холо­стом ходе двигателя примерно 800 мин ~1 (генератор 800 X 2,04 ?1600 мин-1) путь тока: «-» генератора; «85», «86» (РС 702) - «30». Контакты разомкнуты, Загорелась контрольная лампа заряда - не работает гене­ратор, нет «возбуждения»:
а) рукой пошевелить штекер «67» генератора (« + » на кор­пус - окисляется корпус, «-» на корпус - окисляются про­вода и контакты);
б)  проверить предохранитель 10;
в)  снимаем   генератор,   зачищаем   контакты,   полируем кольца, заменяем (ремонтируем) щетки, если это не помог­ло - генератор неисправен.
Окислению контактов способствует подтекание тосола с термостата (снизу термостат должен быть сухим). Горит лам­почка - «садится» аккумулятор: реже мигание указателей поворота; при торможении глохнет двигатель; «температура» охлаждающей жидкости приближается ко второй метке (пере­стает работать датчик).
Далее