Генератор
Если вышел из строя генератор, а обмотка возбуждения якоря работает, при необходимости движения на аккумуля­торе лучше сделать следующее. Вынуть предохранитель № 10 (2101, 2102, 2103,2106), № 9 (2105, 2107) и одновременно отсое­динить черный провод штекер («30/51» от реле контрольной лампы заряда аккумулятора (РС 702).
В летнее светлое время при нормальном аккумуляторе без генератора можно проехать более 200 км. Система зажигания работает при падении напряжения до 6-7 В. При движении, если позволяют условия, лучше не пользоваться ножным тор­мозом и указателями поворота. При
включении стоп-сигналов будет глохнуть двигатель. Все датчики перестают работать, стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости будет на второй черте, мигание указателей поворота будет очень редкое.
На автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106 штекер от РС 702 можно не отсоединять, а вынуть 3 предохранителя: № 1 (от левой двери первый) и № 9, 10.
Если горит контрольная лампа заряда аккумулятора, от­крыв капот, левой рукой нажимая на рычаг дроссельных заслонок, находящихся с правой стороны автомобиля, увели­чивают обороты двигателя до 1000-15 00^ мин"1 (холостой ход максимум 900 мин-1), правой рукой (предварительно осла­бив крепление) на короткое время снимают провод с клеммы «-» аккумулятора. Двигатель заглох - неисправен генератор.
Проверка генератора. Сопротивление между штекером «67» (черный провод к щетке) и корпусом генератора должно быть 4,4Ом ПРИ температуре 20°С. Сопротивление между двумя контактными кольцами - 4,3 ± 0,2 Ом.
На части генераторов устанавливается выпрямительный блок, состоящий из двух пластин с запрессованными в них вен­тилями. Если вышел из строя один вентиль, заменяется весь блок. Допускается заменять только отрицательные вентили, запрессованные в крышку. При проверке омметром замеря­ется сопротивление в прямом и обратном направлениях: в пер­вом случае -- между зажимом «30» и корпусом генератора; во втором - между штекером нулевой точки обмотки статора (штекер без обозначения) и корпусом генератора; в третьем - между зажимом «30» и штекером нулевой точки. При исправ­ных вентилях омметр должен показывать большое сопротив­ление (порядка 50-100 кОм) в одном направлении и отсут­ствие (или очень низкое) сопротивление - в другом.
Без разборки генератора обрыв в вентилях не обнаружить. Если обмотки генератора исправны, а в вентилях нет корот­кого замыкания и при этом отдаваемый генератором ток меньше на 20-30%, см. рис. 5 диаграмму, тогда причиной уменьшения тока является обрыв в вентилях.
Практически исправность генератора определяется током, отдаваемым при 5000 мин-1 вала генератора (2450 мин-1 коленвала), который должен быть не менее 42 А.
Исправность вентилей и обмоток статора можно также проверить, подключив к генератору две лампочки по 3 Вт каждая: между нулевой точкой и корпусом, между нулевой точкой и зажимом «30». Если генератор исправен, обе лампоч­ки должны гореть с одинаковым накалом.
Если «пробит» один из диодов выпрямителя (горит контрольная лампа заряда аккумулятора), то при выключенном зажигании при снятии клемм аккумулятора и постановке их назад будет слышен щелчок реле контрольной лампы (на пра­вом брызговике рядом с аккумулятором).
В генераторах переменного тока с ростом частоты враще­ния ротора увеличивается частота изменения направления тока. Это приводит к увеличению индуктивного сопротивле­ния фазовых обмоток. Поэтому при частотах вращения рото­ра, обеспечивающих получение максимальной мощности гене­ратора, сила тока не может превысить предельной величины. Это свойство называют свойством «саморегулирования». Вследствие этого при применении генераторов переменного тока отпадает необходимость в ограничителях тока (рекомен­дуют не отключать аккумулятор).
Так как выпрямитель пропускает ток только в одном направлении - от генератора к аккумулятору, то отпадает необходимость и в реле обратного тока. Таким образом, реле-регулятор генератора постоянного тока состоит из трех реле: регулятора напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока. Реле генератора переменного тока РР380 - это только регулятор напряжения.
Для смазки маленького подшипника генератора (6-В180201У) в центре неразборной задней крышки генера­тора советуют просверлить отв. диаметра 1-2 мм и через него вво­дить посредством масленки 3-4 капли дизельного масла (на 50-60 тыс. км). Но все дело-то в том, что подшипники вала генератора - закрытые с двумя уплотнениями (6-В180201У и 6-В180302У, цифра 180 означает 2 уплотнения). Если масло проходит через уплотнение, то оно пройдет и на контактные кольца. Кроме того, более нагружен подшипник передний со стороны шкива. Кстати, эти отверстия уже делают на заводе, но цель их другая - они препятствуют образованию воздуш­ной подушки при сборке (с аналогичным явлением можно столкнуться при сборке карданных шарниров).
Назад
Далее