Генератор



Если
вышел из строя генератор, а обмотка возбуждения якоря работает, при
необходимости движения на аккумуляторе лучше сделать
следующее. Вынуть предохранитель № 10 (2101, 2102, 2103,2106), № 9
(2105, 2107) и одновременно отсоединить черный провод штекер
(«30/51» от реле контрольной лампы заряда
аккумулятора (РС 702).
В летнее светлое время при нормальном аккумуляторе без генератора можно
проехать более 200 км. Система зажигания работает при падении
напряжения до 6-7 В. При движении, если позволяют условия, лучше не
пользоваться ножным тормозом и указателями поворота. При включении
стоп-сигналов будет
глохнуть двигатель. Все датчики перестают работать, стрелка указателя
температуры охлаждающей жидкости будет на второй черте, мигание
указателей поворота будет очень редкое.
На автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106 штекер от РС 702 можно не
отсоединять, а вынуть 3 предохранителя: № 1 (от левой двери первый) и №
9, 10.
Если горит контрольная лампа заряда аккумулятора, открыв
капот, левой рукой нажимая на рычаг дроссельных заслонок, находящихся с
правой стороны автомобиля, увеличивают обороты двигателя до
1000-15 00^ мин"1 (холостой ход максимум 900 мин-1),
правой рукой (предварительно ослабив крепление) на короткое
время снимают провод с клеммы «-» аккумулятора.
Двигатель заглох - неисправен генератор.
Проверка
генератора.
Сопротивление между штекером «67» (черный провод к
щетке) и корпусом генератора должно быть 4,4Ом ПРИ температуре
20°С. Сопротивление между двумя контактными кольцами - 4,3
± 0,2 Ом.
На части генераторов устанавливается выпрямительный блок, состоящий из
двух пластин с запрессованными в них вентилями. Если вышел из
строя один вентиль, заменяется весь блок. Допускается заменять только
отрицательные вентили, запрессованные в крышку. При проверке омметром
замеряется сопротивление в прямом и обратном направлениях: в
первом случае -- между зажимом «30» и
корпусом генератора; во втором - между штекером нулевой точки обмотки
статора (штекер без обозначения) и корпусом генератора; в третьем -
между зажимом «30» и штекером нулевой точки. При
исправных вентилях омметр должен показывать большое
сопротивление (порядка 50-100 кОм) в одном направлении и
отсутствие (или очень низкое) сопротивление - в другом.
Без разборки генератора обрыв в вентилях не обнаружить. Если обмотки
генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания и
при этом отдаваемый генератором ток меньше на 20-30%, см. рис. 5
диаграмму, тогда причиной уменьшения тока является обрыв в вентилях.
Практически исправность генератора определяется током, отдаваемым при
5000 мин-1
вала генератора (2450 мин-1
коленвала), который должен быть не менее 42 А.
Исправность вентилей и обмоток статора можно также проверить, подключив
к генератору две лампочки по 3 Вт каждая: между нулевой точкой и
корпусом, между нулевой точкой и зажимом «30». Если
генератор исправен, обе лампочки должны гореть с одинаковым
накалом.
Если «пробит» один из диодов выпрямителя (горит
контрольная лампа заряда аккумулятора), то при выключенном зажигании
при снятии клемм аккумулятора и постановке их назад будет слышен щелчок
реле контрольной лампы (на правом брызговике рядом с
аккумулятором).
В генераторах переменного тока с ростом частоты вращения
ротора увеличивается частота изменения направления тока. Это приводит к
увеличению индуктивного сопротивления фазовых обмоток. Поэтому
при частотах вращения ротора, обеспечивающих получение
максимальной мощности генератора, сила тока не может превысить
предельной величины. Это свойство называют свойством
«саморегулирования». Вследствие этого при
применении генераторов переменного тока отпадает необходимость в
ограничителях тока (рекомендуют не отключать аккумулятор).
Так как выпрямитель пропускает ток только в одном направлении - от
генератора к аккумулятору, то отпадает необходимость и в реле обратного
тока. Таким образом, реле-регулятор генератора постоянного тока состоит
из трех реле: регулятора напряжения, ограничителя тока и реле обратного
тока. Реле генератора переменного тока РР380 - это только регулятор
напряжения.
Для смазки маленького подшипника генератора (6-В180201У) в центре
неразборной задней крышки генератора советуют просверлить отв.
диаметра 1-2 мм и через него вводить посредством масленки 3-4
капли дизельного масла (на 50-60 тыс. км). Но все дело-то в том, что
подшипники вала генератора - закрытые с двумя уплотнениями (6-В180201У
и 6-В180302У, цифра 180 означает 2 уплотнения). Если масло проходит
через уплотнение, то оно пройдет и на контактные кольца. Кроме того,
более нагружен подшипник передний со стороны шкива. Кстати, эти
отверстия уже делают на заводе, но цель их другая - они препятствуют
образованию воздушной подушки при сборке (с аналогичным
явлением можно столкнуться при сборке карданных шарниров).
