Аккумулятор



Слово
«аккумулятор» используется для краткости,
правильнее говорить «аккумуляторная
батарея», батарея состоит из 6-ти аккумуляторов (элементов).
Простейший способ проверки состояния аккумулятора - замер напряжения
при пуске двигателя. Аккумулятор нормальный, если летом
напряжение не падает при пуске ниже 10В.
Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3
соответствует разряду примерно на 6%.
Электродвижущая сила на электродах аккумулятора возрастает с
увеличением плотности электролита и меняется от 2,00 до 2,15 В (12-12,9
В) в зависимости от степени заряжен-ности аккумулятора.
Емкость аккумулятора зависит в первую очередь от площади
электродов, вступающих в реакцию с электролитом.
С уменьшением тока разряда увеличивается емкость аккумулятора
(произведение силы тока на продолжительность разряда).
Состав мастики аккумулятора: 75 % - битум, 25% - машинное масло.
Положительные пластины - активная масса перекиси свинца (РЬО2)
темно-коричневого цвета, а отрицательные - губчатый свинец (РЬ) серого
цвета. Свинец обладает меньшим сопротивлением, чем РЬО2,
примерно в 10 000 раз.
Повышение плотности и температуры электролита способствует
«осыпанию» активной массы с положительных пластин и
образованию крупных кристаллов сернокислого свинца, сульфата (Рb8О4),
как на поверхности пластин, так и в порах активной массы. Сульфатация
резко снижает емкость аккумулятора.
При разряде серная кислота Н28О4
переходит в РЪ8О4
с выделением воды, поэтому плотность электролита уменьшается с
1,285 до 1,09-1,15 г/см3.
Аккумулятор 6 СТ-55 емкость 55 А-ч при 20-часовом режиме разряда и
температуре 25°С, т. е. аккумулятор 20 часов может отдавать ток
2,75 А. При стартерном режиме емкость аккумулятора может составлять
менее 25% от номинальной, а при - 18°С - около 15%.
Саморазряд аккумулятора зависит в первую очередь от качества его
изготовления. Известны случаи, когда после зимней стоянки (5-6 месяцев)
двигатель легко запускался стартером. Естественный саморазряд
аккумулятора при длительном бездействии связан с отстаиванием
электролита. Нижние слои становятся более плотными, а, следовательно,
нижняя часть пластин будет иметь больший потенциал. Разность
потенциалов вызывает уравнительный ток саморазряда.
Саморазряд в течение первых 15 суток хранения при 20°С не
должен превышать 1% номинальной емкости в сутки. Далее саморазряд
уменьшается примерно в два раза. Значительно снижается саморазряд с
понижением температуры.
Сульфатированный аккумулятор.
При заряде быстро повышается напряжение и температура, аккумулятор
начинает «кипеть» (бурное газовыделение),
плотность электролита почти не повышается (кислота в связанном
виде - РЬSО4).
При пуске двигателя число возможных попыток уменьшается, становится
заметен саморазряд, после стоянки двигатель не запускается.
При увеличении температуры электролита до 45° его
номинальная емкость увеличивается на 14%.
Лишний заряд или заряд большим
током. У заряженного
аккумулятора сульфат РЬ8О4
(тот который способен) преобразован на положительных пластинах
в РЬО2,
на отрицательных - в РЬ. Дальнейший заряд или заряд сильным
током вызывает электролиз воды электролита или превращение ее в водород
и кислород. Газы разрушают активную массу положительных
пластин, а кислород окисляет свинец пластин, увеличивая
электрическое сопротивление свинца в 10 000 раз. Во всех случаях
аккумулятор (55 А-ч) не стоит заряжать током более 5,5 А. Лучше
заряжать током 2-3 А не более 24 часов. Конец заряда - напряжение
постоянно, плотность не изменяется, аккумулятор
«кипит» (шумит).
Электролит плотностью 1,4 г/см3 (1400 кг/м3) получают, взяв по массе
50% серной кислоты, 50% дистиллированной воды. Характеристика серной
кислоты, соответствующая ГОСТ 667-73.
Количество кислоты (плотность 1,84 г/см3 при 15°С),
которое необходимо добавить на 1 литр дистиллированной воды
для получения электролита заданной плотности, приводится в . Исходная
серная аккумуляторная кислота имеет плотность 1,84 г/см3.
Определение плотности электролита с учетом его температуры
выполняется следующим образом: от измеренной плотности
вычитается (прибавляется) поправка - получаем плотность при
температуре +20-+26°С.
Для выравнивания плотности после зарядки лучше вылить электролит из
аккумулятора в пластмассовую посуду, довести плотность до нормы и снова
залить в банки аккумулятора.
Потенциальным источником пожарной опасности является аккумулятор.
Поэтому целесообразно поставить выключатель массы, лучше автомобильный.
Другие, например, авиационные (27 В) с дистанционным
управлением, как правило, отказывают из-за окисления контактов
(не запустить двигатель стартером). В выключателе массы важно не только
материал контактов, их площадь, но и усилие прижатия. Чистый
двигатель - это не только красиво, но и пожаробезопасно.
