Аккумулятор
Уровень электролита в аккумуляторе должен быть не менее 5 мм и не более 10 мм, а не 10-15 мм над верхней кром­кой сепараторов, как часто рекомендуют.
Интенсивность «кипения» аккумулятора связана не только с зарядом, но и с температурой электролита. На моделях 01, 02, 06 банка аккумулятора с клеммой «-» обдувается встреч­ным воздухом, а банка с клеммой «+», напротив, ближе к вы­хлопному коллектору.
Если поставить теплоизолирующий щиток, то доливать дистиллированную воду в эту банку, возможно, придется реже. Асбест - канцерогенное вещество, способствует появ­лению рака легких. Если крыша на вашей даче или гараже покрыта шифером, ее лучше покрасить.
Считается, что из аккумулятора «испаряется» вода, в дей­ствительности при зарядке и «кипении» аккумулятора лопа-
ются пузырьки и разлетаются брызги электролита. Если пробки с отверстиями вверх не закрыть, то об этом можно будет узнать по капоту (облезет краска). Кстати, выпускаются краски и кислотоупорные.
С чем связано излишнее «кипение» аккумулятору? Для новой батареи 6 СТ-55 П рекомендуют максимальный заряд­ный ток 5,5 А. Применяемые генераторы при средних оборо­тах двигателя 2451 мин-1 (на прямой У=70 км/ч, на генераторе 2451 х2 04 = 5000 мин-1) выдают ток: Г221 при 14 в - 42 А, Г222 при 13 в - 45 А, 37.3701 при 13 в - 55 А. Нормальный аккумулятор рассчитан на такой ток и не «закипит». Аккуму­лятор не новый (с малой емкостью) и низкого качества - «за­кипит». «Кипению» способствует и повышенное напряжение на клеммах аккумулятора - при средних оборотах двигателя более 14,5 В. У нормального аккумулятора срабатывает «си­стема самозащиты» - растет напряжение, сопротивление (за­кон Ома 1 = У/К), аккумулятор из потребителя тока превра­щается в источник его.
Напряжение можно отрегулировать только у регулятора РР380, у электронных этого не сделать (у генераторов Г222 и 37.3701 регуляторы электронные и встроены в генератор).
Пробка аккумулятора, изготовленная из пробки бутылки 0,7 л, способствует меньшему разбрызгиванию электролита. Отверстие вентиляционное делают нагретым изогнутым металлическим стержнем.
Работая с электролитом, нужно защищать не только глаза, но и одежду.
Если при зарядке аккумулятора перепутали полярность, т. е. присоединили « + » зарядного устройства к «-» аккумуля­тора, а «-» к « + » и длительно «заряжали» аккумулятор, на аккумуляторе изменится полярность, где «+» станет «-», плотность не поднимется более 1,23 г/см3. Что делать в этом cлучае? Подсоединить правильно зарядное устройство «плюс» к «плюсу», «минус» к «минусу» и производить процесс зарядки током 1-2 А до плотности 1,285. Конец заряда контролиру­ется по напряжению, силе тока, плотности электролита и, главное, по интенсивному «кипению». Аккумулятор служит не менее нормы.
Как узнать, где у источника постоянного тока «+», а где «-»? Проще всего разведите в стакане поваренную соль (ЫаС1), опустите в раствор два проводка, у «-» появится мно­жество пузырьков (водород Н2).
Аккумулятор должен быть сверху сухим. Если аккумуля­тор «кипит», не торопитесь регулировать реле. Как правило, пишут, что виноваты в этом случае генератор или регулятор напряжения. В действительности часто виноват аккумулятор. Аккумулятор работает нормально при определенном соотно­шении его емкости и мощности генератора. Когда, в связи с сульфатацией пластин, емкость аккумулятора снижается до 30-40 А-ч, генератор начинает его «перезаряжать». С точки зрения «кипения» аккумулятор емкостью 60 А-ч лучше акку­мулятора емкостью 45 А-ч. Бывает, новые аккумуляторы емкостью 45 А-ч сразу же начинают «кипеть». «Слабый» акку­мулятор можно дольше сохранить, если перед длительным движением с большой скоростью отключить массу. Однако во всех книгах по «Жигулям» сказано, что не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима «30» проводками потребителей, особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет опасное повышение напряжения на вентилях (диодах), и они могут быть повреждены.
При электросварке кузова автомобиля лучше отсоединить провода от всех клемм генератора и аккумулятора.
Замазки для заделки трещин в аккумуляторе:
1)  В 100 г ацетона растворяют 5 г целлулоида и получен­ным раствором заливают крошку из старого корпуса аккуму­лятора до тех пор, пока в результате перемешивания не полу­чится блестящее густое тесто. Перед нанесением замазки тре­щину необходимо разделать, вырубив канавку глубиной 2- 4 мм, а затем смочить края канавки ацетоном.
2)  Расплавляют 100 г битума, добавляют в него 5 г кани­фоли и в эту массу при непрерывном помешивании засыпают 200 г размельченного асбеста и 150 г раздробленного и толче­ного  старого  корпуса  аккумулятора.   Полученную замазку используют в горячем состоянии.
При длительном хранении аккумулятора, бывшего в экс­плуатации, для уменьшения сульфатации сливают электролит, вместо

Далее
Назад