Стартёр, реле стартера
После пуска двигателя шестерня стартера осталась в зацеп­лении с маховиком (появляется характерный звук) -- заедание рычага или муфты на винтовых шлицах. Необходимо заглу­шить двигатель, включить передачу четвертую и вручную «по­катать» а/м взад-вперед. Если шестерня вышла из зацепления и при пуске вновь не остается там, то разборку стартера можно перенести на удобное время. Если же шестерня не выходит из зацепления, то ехать нельзя - выйдет из строя стартер.
Максимальные обороты стартера 5000 мин-1 без на­грузки (максимальный ток на холостом ходу стартер СТ221-35А, 35.3708-60А). При холостом ходе двигателя, при оборотах 900 мин-1, якорь стартера будет вращаться с часто­той 900 х 11,73 = 10 557 мин-1 (11,73 - передаточное отно­шение), а при движении на первой передаче со скоростью 16 км/час (двигатель - 2000 мин-1) обороты стартера - 23 460 мин-1. Уже при 20 000 мин-1 якоря его обмотки цент­робежными силами начинают выбрасываться из пазов. Это явление встречается на новых «Москвичах» - 2141. На «Жигу­лях», если проводить обслуживание стартера через 30 000 км или 2 года, подобного не бывает.
Чтобы стартер работал нормально, как минимум, он дол­жен быть надежно закреплен на картере сцепления (3 болта М8, момент затяжки 2,0-3,2 кгс • м), винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты, втулки обеих крышек и шестерня должны быть смазаны маслом для двигателя, а поводковое кольцо - смазкой Литол-24.
Более сложные причины невыхода из зацепления с махови­ком шестерни стартера: деформация вала якоря, ослабление или поломка пружин муфты или тягового реле, соскочило сто­порное кольцо со ступицы муфты, заедание якоря тягового реле из-за перегрева,
При обслуживании стартера есть три момента, на которые есть смысл обратить внимание: а) не потеряйте шайбы, уста­новленные на валу якоря (конец вала со стороны шестерни), этими шайбами отрегулирован осевой свободный ход вала яко­ря, который должен быть в пределах 0,07-0,7 мм; б) не пе­ретяните гайки (810, Мб) закладных длинных болтов реле - лопнет пластмассовая крышка с контактными болтами; в) закрепляя (гайка 813, М8) «ногу» силового провода (толсто­го), идущего к аккумулятору, необходимо прижать ее к выступу пластмассовой крышки, иначе «нога» замкнет акку­мулятор на блок и «посадит» аккумулятор.
Проверка стартера СТ 221. Обмотки стартера, сопротивле­ние двух параллельно соединенных сериесных катушек (20°С) - 0,0134 Ом. Сопротивление двух последовательно соединен­ных шунтовых катушек (20°С) -4,8Ом. Обмотка тягового реле, сопротивление (20°С) - 0,39 ± 0,02 Ом.
Чтобы предотвратить обгорание контактов включения реле стартера в замке зажигания (ВК 347), необходимо парал­лельно катушке реле стартера включить какой-либо диод: Д305, Д214,_15Д_Д242-Д248, рис. 8. Включение стартера - замыкание контактов «30» и «50». Движение тока - «1», «2», «50», «30», «+» аккумулятора. В реле стартера втягивается якорь в катушку обмотки, замыкает силовые контакты. При размыкании контактов «30» и «50» (ВК 347) в обмотке реле стартера возникает ток самоиндукции до 30 А (направление тока самоиндукции совпадает с направлением тока, протекав­шего от аккумулятора). Контакты «50» - «30» искрят. С вве­дением диода  путь тока самоиндукции - «2», «3», «50» реле.
Если контакты включения реле стартера обгорели и стар­тер не включается, при наличии в замке зажигания контактов «16» (ВК 347) можно красный провод «перебросить» со ште­кера «50» на любой «16-й».
Поскольку на а/м «-» на корпусе (массе), а на проводах (контактах) «+», контакты склонны к окислению (плюс обго­рание при искрении), поэтому к ним нужно относиться очень внимательно. Контакты крышки распределителя, ротора, реле стартера, кольца генератора можно защищать мелкозер­нистой шкуркой. Все остальные контакты с металлами повы­шенной электропроводности (и, как правило, более мягкие) лучше промывать (бензином, ацетоном) и протирать материа­лом, не оставляющим волокон. При необходимости зачищать минимально чистым надфилем, промывать и протирать. Использование абразивных шкурок приводит к ухудшению электропроводности контактов из-за внедрения абразива в мягкий металл. На а/м 2108, 2109 3 контакта - золото, 24 кон­такта -- серебро, 1 контакт - палладий.
Отсутствие шума и вибрации от двигателя иногда прини­мается за остановку двигателя, после чего следует ошибочный пуск и скрежет. На а/м 2108, 2109 есть специальная блокиру­ющая система, при наличии реле РС 702 можно сделать систему блокировки и на других моделях. Если используется регулятор РР 380, то схема включения реле контрольной лампы (РС 702) сохраняется. Схема включения вто­рого реле (при РР 380) или реле, оказавшегося лишним при регуляторе РН-4.
Красный провод от выключателя зажигания (вывод «50») к клемме «50» реле стартера, разрезается и концы подсоединяются к клеммам «85» и «86» реле РС 702. Провод, соединяющий клеммы реле «86» и «87», отсоединяется, также отсоединяется черный провод, идущий к клемме «12» щитка приборов.
Если красный провод разрезан, то диод  удобнее подключить к клемме «87» РС 702. Напомним, что использова­ние диода значительно продлевает срок службы контактов включения реле стартера (до 200 тыс. км и более).