Стартёр,
реле стартера



После
пуска двигателя шестерня стартера осталась в зацеплении с
маховиком (появляется характерный звук) -- заедание рычага или муфты на
винтовых шлицах. Необходимо заглушить двигатель, включить
передачу четвертую и вручную «покатать»
а/м взад-вперед. Если шестерня вышла из зацепления и при пуске вновь не
остается там, то разборку стартера можно перенести на удобное время.
Если же шестерня не выходит из зацепления, то ехать нельзя - выйдет из
строя стартер.
Максимальные обороты стартера 5000 мин-1 без нагрузки
(максимальный ток на холостом ходу стартер СТ221-35А, 35.3708-60А). При
холостом ходе двигателя, при оборотах 900 мин-1,
якорь стартера будет вращаться с частотой 900 х 11,73 = 10 557
мин-1
(11,73 - передаточное отношение), а при движении на первой
передаче со скоростью 16 км/час (двигатель - 2000 мин-1)
обороты стартера - 23 460 мин-1.
Уже при 20 000 мин-1
якоря его обмотки центробежными силами начинают выбрасываться
из пазов. Это явление встречается на новых
«Москвичах» - 2141. На
«Жигулях», если проводить обслуживание
стартера через 30 000 км или 2 года, подобного не бывает.
Чтобы стартер работал нормально, как минимум, он должен быть
надежно закреплен на картере сцепления (3 болта М8, момент затяжки
2,0-3,2 кгс • м), винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной
муфты, втулки обеих крышек и шестерня должны быть смазаны маслом для
двигателя, а поводковое кольцо - смазкой Литол-24.
Более сложные причины невыхода из зацепления с маховиком
шестерни стартера: деформация вала якоря, ослабление или поломка пружин
муфты или тягового реле, соскочило стопорное кольцо со ступицы
муфты, заедание якоря тягового реле из-за перегрева,
При обслуживании стартера есть три момента, на которые есть смысл
обратить внимание: а) не потеряйте шайбы, установленные на
валу якоря (конец вала со стороны шестерни), этими шайбами
отрегулирован осевой свободный ход вала якоря, который должен
быть в пределах 0,07-0,7 мм; б) не перетяните гайки (810, Мб)
закладных длинных болтов реле - лопнет пластмассовая крышка с
контактными болтами; в) закрепляя (гайка 813, М8)
«ногу» силового провода (толстого),
идущего к аккумулятору, необходимо прижать ее к выступу пластмассовой
крышки, иначе «нога» замкнет аккумулятор
на блок и «посадит» аккумулятор.
Проверка
стартера СТ 221.
Обмотки стартера, сопротивление двух параллельно соединенных
сериесных катушек (20°С) - 0,0134 Ом. Сопротивление двух
последовательно соединенных шунтовых катушек (20°С)
-4,8Ом. Обмотка тягового реле, сопротивление (20°С) - 0,39
± 0,02 Ом.
Чтобы предотвратить обгорание контактов включения реле стартера в замке
зажигания (ВК 347), необходимо параллельно катушке реле
стартера включить какой-либо диод: Д305, Д214,_15Д_Д242-Д248, рис. 8.
Включение стартера - замыкание контактов «30» и
«50». Движение тока - «1»,
«2», «50»,
«30», «+» аккумулятора. В реле
стартера втягивается якорь в катушку обмотки, замыкает силовые
контакты. При размыкании контактов «30» и
«50» (ВК 347) в обмотке реле стартера возникает ток
самоиндукции до 30 А (направление тока самоиндукции совпадает с
направлением тока, протекавшего от аккумулятора). Контакты
«50» - «30» искрят. С
введением диода путь тока самоиндукции -
«2», «3»,
«50» реле.
Если контакты включения реле стартера обгорели и стартер не
включается, при наличии в замке зажигания контактов
«16» (ВК 347) можно красный провод
«перебросить» со штекера
«50» на любой «16-й».
Поскольку на а/м «-» на корпусе (массе), а на
проводах (контактах) «+», контакты склонны к
окислению (плюс обгорание при искрении), поэтому к ним нужно
относиться очень внимательно. Контакты крышки распределителя, ротора,
реле стартера, кольца генератора можно защищать мелкозернистой
шкуркой. Все остальные контакты с металлами повышенной
электропроводности (и, как правило, более мягкие) лучше промывать
(бензином, ацетоном) и протирать материалом, не оставляющим
волокон. При необходимости зачищать минимально чистым надфилем,
промывать и протирать. Использование абразивных шкурок приводит к
ухудшению электропроводности контактов из-за внедрения абразива в
мягкий металл. На а/м 2108, 2109 3 контакта - золото, 24
контакта -- серебро, 1 контакт - палладий.
Отсутствие шума и вибрации от двигателя иногда принимается за
остановку двигателя, после чего следует ошибочный пуск и скрежет. На
а/м 2108, 2109 есть специальная блокирующая система, при
наличии реле РС 702 можно сделать систему блокировки и на других
моделях. Если используется регулятор РР 380, то схема включения реле
контрольной лампы (РС 702) сохраняется. Схема включения
второго реле (при РР 380) или реле, оказавшегося лишним при
регуляторе РН-4.
Красный провод от выключателя зажигания (вывод
«50») к клемме «50» реле
стартера, разрезается и концы подсоединяются к клеммам
«85» и «86» реле РС 702.
Провод, соединяющий клеммы реле «86» и
«87», отсоединяется, также отсоединяется черный
провод, идущий к клемме «12» щитка приборов.
Если красный провод разрезан, то диод удобнее подключить к
клемме «87» РС 702. Напомним, что
использование диода значительно продлевает срок службы
контактов включения реле стартера (до 200 тыс. км и более).
